(Le libertin)Распутник |
Бог для него ничто, мораль равна желанию, а брак противоестественен, только это и есть свобода. «Все ради прогресса» - вот девиз героев фильма. А потому, несмотря на запрет церкви и государства на печать «Энциклопедии», Дидро (Венсан Перес) подпольно издает свой труд в замке барона Гольбаха (Франсуа Лаланд), где и живет со всем своим семейством и многочисленными друзьями. Сами барон и баронесса (Жозиана Баласко) те еще экспериментаторы. То орган (музыкальный инструмент) из поросят придумают, то всех заставят есть шоколад ложками. Они балуются псилоцибиновыми грибами и услугами евнуха-африканца. Да и родственники у них: две любовницы кузины, муж одной из них влюбленный в друга маркиза мечтает вырастить из сына «настоящего» мужчину. Жена же из-за неудовлетворенности ищет любви всеми подручными способами. Сам Дидро голым бегает за ревнивой женой (Франсуаза Лепин), в часовне удовлетворяет одну из многочисленных любовниц, и, несмотря на это, учит уму разуму свою влюбленную дочь Анжелику (Виана Джоканте). Дочка, во всем следуя примеру папочки, мечтает поскорее избавиться от тягот девственности. Дидро все-таки философ, и помимо любовных утех руководит печатней. На свой страх и риск, правительство мечтает засадить наглеца, допечатывает последнюю статью о морали и этике. Но тут в замок приезжает милая и странная художница мадам Тербуш (Фанни Ардан), якобы для написания портрета модного философа. Чуть позже, как снег на голову, сваливается брат барона Кардинал (Мишель Серро), естественно, считающий, что: «Бог ненавидит удовольствие!». Цель его приезда – найти злосчастную типографию и пересажать хозяев. Внимание всей семьи переключается на него, т.к. баронесса устраивает день исповедания, выставляет к нему в очередь всех, включая родственничков с собой во главе, чем доводит старика до сумасшествия. «И я-то считал себя грешником!» - в исступлении шепчет он. Никто и не догадывается о незаметной шпионке, а Тербуш времени не теряет, втирается в доверие, вызнает про место нахождение типографии и, кажется, влюбляется в свою «модель». В общем, вполне обыкновенная детективная история. Пример типичной французской комичности и пафосного эротизма. Фильм может быть, так и остался бы незамеченным публикой, если бы не гротескный маскарад отношений, ловко вплетенный в «либертинизм» - идеологию века просвящения. Великий энциклопедист выставлен здесь запутавшимся в собственных мыслях дебоширом. А все его окружение, включая и священника – комедиантами. Более или менее серьезной здесь выглядит только несчастная художница – воплощение женской эмансипации, с горяча обронившая фразу: «Внимание мужчин стоит не больше их ласк, это всего лишь еще один способ обладания нами!». Но все ее обиды и доводы, несмотря ни на что, тают под натиском ловеласа Дидро. Подтверждает эту красочную феерию даже музыка: церковные пения в барабанной аранжировке. А грим, кажется, вот-вот начнет валится с актеров кусками. Кончается фильм, конечно же, бесовским хороводом вокруг оболваненного кардинала под взрывы фейерверков и пальбу полицейских.