Недисциплинированное кино

16 июня открылся международный фестиваль «Недисциплинированное кино». Действие разворачивалось на втором пляже в Серебряном бору, куда и были зазваны все гости. С самого начала все шло не так как надо – недисциплинированно. Во-первых, подвела погода: как назло, именно в этот день пошел дождь, сильно похолодало, так что по-летнему одетая публика вынуждена была греться своими методами. Во-вторых, из-за каких-то неполадок не смогли показать фильм «Два капитана», на просмотр которого многие очень надеялись. Но, несмотря на все неприятности, было довольно весело, а под вечер гости так разгорячились, что начали отплясывать на мокрой траве под аккомпанемент «Видов рыб». Я же времени даром не теряла – беседовала с организатором фестиваля Анатолием Шатоких.

- Анатолий, чем все-таки это кино отличается от «дисциплинированного»?
- Недисциплинированное кино - это слом стереотипов, это кино разных тематических направлений и новаторских идей. Это кино альтернативное, экстремальное, неприручённое. Оно может быть не дисциплинированно во всём или в отдельных своих элементах, как формы, так и содержания. Это фестиваль фильмов, над авторами которых никто не стоял, ни конъюнктура, ни цензор, ни догматические каноны, ни разноликая политкорректность. Их никто не редактировал, им никто не диктовал. В состав жюри фестиваля входят люди, известные в мире современного искусства, благоприятно расположенные ко всему неординарному и неожиданному. Здесь приветствуется творческий эксперимент и естественное проявление эмоций.

- Расскажите о фестивале в общих чертах.
- Мы исходили из ситуации, происходящей в нашем сегодняшнем кинематографе. Такого, мягко говоря, застоя каких-либо технологических движений. Все маршируют по территориям, завоеванным другими людьми. Старого уже нет, а новое еще не появилось. Западные критики удивляются, почему в России такой сильный и долгий резонанс от «Криминального чтива». Это всегда происходит, когда сравниваются две технологии, два производства - одно отстающее, другое опережающее. С кино сегодня происходит то же, что раньше происходило со жвачкой или иномаркой. Поиграл композицией, оттолкнулся от Джима Джармуша, Тарантино, вставил характерные диалоги семидесятого года и все готово. Самое печальное заключается в том, что с разрушением нашей отечественной киноиндустрии остановилось и развитие технологий. Раньше при экономической базе были какие-то движения, много экспериментаторов, известных режиссеров. На заре – Эйзенштейн. Мне, например, нравятся работы Элена Климова – фильм «Спорт, спорт, спорт». В его комедии «Похождения слепого врача», виден синтез пластики игровых моментов и хроники. Сейчас у нас идут только однотипные, трафаретные образы. Если попытаться вспомнить, какие современные картины имеют нелинейную композицию, то так сразу и не получится. Исходя из этого, мы и задумали фестиваль, имея в виду, что режиссеров много хороших и ищущих, но они сидят, не доходят до большого экрана, на видео, и то не все. И есть ведь движение, кто-то что-то придумывает. Идея фестиваля – представлять зрителям такие фильмы по мере своих сил и возможностей. Ну, и спонсоров стимулировать.

- Чем ваше детище отличается от питерского «Дебошира»?
- Санкт-Петербургский фестиваль называется общим словом «альтернативное». Мне кажется, там нет ставки именно на развитие кино как технологии. Там работы ближе, может быть, к видео-арту. Но, в принципе, они очень похожи по идее. Наш фестиваль имеет более широкий диапазон, поскольку мы по замыслу находимся меж двух полюсов: от радикальных форм до жанровых… Разговаривал я полторы недели назад с Башировым, он приятно удивился, когда узнал про этот фестиваль, так как у Москвы репутация более попсового по отношению к Питеру города. Теперь мы предполагаем сотрудничать, поддерживать друг друга в будущем. Я не испугаюсь, если будет много таких фестивалей. Посмотрите, сколько появляется рок-фестивалей. У каждого свои особенности. Это и хорошо.

- Откуда вы берете картины, кого приглашаете?
- Первые три дня были прибалтийские ребята, с которыми мы заранее связывались. Они делали обзор своего фестиваля, по духу похожего на наш и питерский. Они привезли выборку наиболее интересных работ. Плюс еще нам Европейская Киношкола кое-что подбросила, и несколько скандинавских работ появилось. Ну, это ж наш первый фестиваль - опыта большого нет. Мы просто сделали рассылку: кто отозвался, тот отозвался.

- Будете ли делать акцент на студенческом, учебном кино или же предпочтете профессионалов?
- Мы хотим, привлечь больше профессионалов. Кроме прибалтийских обзорных работ у нас только две учебные, но достаточно опытные, сделанные довольно профессионально. И документальная восемнадцати минутка «Жильцы» Игоря Сергеева. А остальные люди опытные. Была у нас идея делать профессиональное и параллельно студенческое кино.

- Продвигать дебютные работы на рынок, «в люди», собираетесь?
- Что значит продвигать? Две работы взяли, те, что были, на наш взгляд, интересны. Как организаторы фестиваля мы можем сделать людям какой-то промоушен.

- А выпускать кассеты, в «Коротком метре»? Чем это могло бы послужить для молодых подающих надежды авторов?
- Да, собираемся. Но даже у студенческих работ уровень должен быть достаточно высоким.

- А документальное, вот о нем-то последнее время ничего у нас не слышно, несмотря на явную конкурентную способность, как в художественном, так и в коммерческом плане. Будут ли участвовать неигровые работы?
- «Экстрим спорт» - там есть смонтированная хроника. Из нее вышли хорошие драматические блоки, но на основе документа. Эти образы подкупают своей естественностью, съемка просто завораживает.

- Кто входит в жюри? По какому принципу идет отбор работ на конкурс? Какие и сколько номинаций, призы?
- Мы сначала хотели сделать жюри классическим, набрать людей, которые и будут оценивать, но потом решили поступить иначе. Фестиваль все-таки первый, и надо для начала обозначить «недисциплинированность». Ряд призеров будет оцениваться. Только оценивать сложно. Все фильмы разные по метражу, и я считаю, что сравнивать их просто некорректно. Ввели отдельные номинации для полного и короткого метра. Мы решили не выстраивать градации по ранжиру: будут равноценные призеры и лауреаты. «Председатель» жюри - Ваня Трофимов, продюсер «Запрещенных барабанщиков». Так же будем по ходу узнавать зрительское мнение. Важно, чтобы единомышленники оценили фильм, который хорошо представляет концепцию фестиваля.

- Как вы различаете границы между кино и видео-артом? В последний ведь ударилась добрая половина режиссеров?
- Да, границы размыты, но в этом смысле хотелось бы придерживаться традиций драматургии. Должна быть, пусть размытая, но композиция, фабульная основа. Видео-арту не хотелось бы слишком много уделять внимания.

- Как бы не вышло «Тарусы», которую посещают только журналисты да авторы картин. Про слом каких стереотипов вы говорите, если ходят только авторы, да еще их друзья, у которых и так уже все сломано? А большая часть москвичей не имеет о фестивале ни малейшего понятия. Кино-то довольно специфическое.
- Мне не хотелось бы терять зрелищность. Имеется в виду развитие технологий, в том числе и развлекательного кино. Одну и ту же эмоцию смеха можно разными путями вызывать. Климов и Арабов говорили, что такой вид комедии, как в «Посторонним вход воспрещен» или «Похождение слепого врача», у нас не получил должного развития. Весь спектр надо расширять. Есть мнение, что кино как технология умерло, еще Гринуэй писал об этом. Но мне кажется, что хоть по миллиметру движение всегда будет за счет использования старых приемов в новом времени, среди новых образов они будут по-другому звучать. Тот же Тарантино: 70-е годы в «Криминальном чтиве» по-другому заиграли. Тот же прием в «Догме».

- Многие говорят, что «Догма» уже отжила свое…
- Конечно, отжила Нельзя бесконечно повторять самих себя. А идея нашего фестиваля заключается как раз в том, чтобы способствовать движению. Эта метафора «недисциплинированное кино» - вне времени не может рассматриваться. То, что было недисциплинированным вчера, сегодня станет штампом, закостенелой рамкой. Хотелось бы, что бы фестиваль постоянно менялся.

- Имеются ли связи с «дисциплинированными» фестивалями и официальными представителями от кино?
- Нет. Я даже не знаю, в какой форме это может происходить.

- Например, «Синема-фантом»: клуб и фестиваль? Или прокат устроить.
- Хорошо было бы. Но пока таких планов нет, а все помыслы продолжать фестиваль. Хотя по прокату у нас сейчас есть некоторые договоренности. Да и фирмы, работающие на видеорынке, тоже интересуются тиражированием.

- Есть ли у держащих деньги людей желание спонсировать такое кино?
- В этом году нашли единомышленников, приятные люди из группы «Лукойл», которые понимают сущность проблемы кинематографа. Что будет дальше, мы пока не знаем.



обратно

дальше


Сайт управляется системой uCoz