Игрушечные истории |
Не случайно «История игрушки 2» начинается с компьютерной игры. Игры становятся фильмами, а фильмы играми. «История» строится по типичному сценарию ходилки-стрелялки: нужно пройти миссию и освободить пленную игрушку. Ковбоя Вуди крадет злой дядька-цыпленок, чтобы продать его в японский музей игрушек. Вуди, оказывается, ценнейший герой ковбойского сериала. Другие персонажи из комплекта– Джесси, конь Яблочко и Вонючка Питт – уже дожидаются отправки в музей. Группа игрушек, среди них космонавт Базз, с которыми Вуди живет у мальчика Энди, решают спасти коллегу и собираются в поход через весь квартал в квартиру к похитителю.
Все было бы как в обычной игре, если бы не гамлетовские муки ковбоя Вуди – что лучше, вечно красоваться в музее или прожить короткую, но яркую жизнь в играх с детьми. Когда друзья уже приходят за ним, чтобы увести его домой, он заявляет, что решил отправиться в музей потому, что там его никто не будет ломать и портить. А Энди все равно скоро вырастет и ковбой ему больше не понадобится. Сомнения разрешает человек-цыпленок, он же Карабас Барабас, который швыряет музейный комплект в чемодан и мчится в Японию. Куклы устраивают захватывающую погоню. По ходу дела пародируются «Звездные войны», «Космический десант», «Джеймс Бонд», «Пятый элемент» и т.д.
Жизнь виртуальных существ совершенно неизвестна людям, которые и не догадываются о том, что творится в компьютере, когда они его выключают. Фантазии Андерсона, оживлявшего игрушки ночью, когда дети засыпают, получили новый оборот. Теперь солдатики, свиньи и куклы буйствуют и днем, стоит человеку выйти за порог, как у них начинается активная деятельность. Игрушки стали человечнее, чем сами люди. Вуди, Базз или Джесси живут полной жизнью с нешуточными страстями и решают экзистенциальные проблемы, что лучше: быть временной игрушкой в руках человека или стать произведением искусства и получить жизнь вечную. В чем смысл существования игрушки – любовь ребенка или восхищение зрителей. Разумеется, дело игрушки играть, а любовь важнее бессмертия. Любовь, впрочем, зла. Судьба игрушки быть сломанной и выброшенной на помойку. И все ради нескольких минут счастья! Вот такая философия общества потребления. А японцы, которые все в витрину хотят засунуть, получается, гады что ли?
Что же представляют собой пиксаровские люди? Надо полагать, студия из принципиальных соображений не берет живых актеров, на роли людей, ведь технические возможности для этого, безусловно, есть. Компьютерные люди оказываются гораздо более схематичными и неинтересными существами, чем компьютерные куклы. Конечно, человеческие персонажи прорисованы немного подробнее, чем игрушечные. Но движения, поведение, эмоции у них гораздо примитивнее. Они в сто раз мертвее игрушек. Мальчик Эдди, ради которого его куклы готовы пожертвовать чем угодно, это какой-то сопливый дебил с пустым взглядом, эгоистичный и неприятный. И от него уж точно ничего хорошего не дождешься, порвет, сломает, а потом выбросит. История игрушки самый антигуманный фильм года, мертвые люди выглядят чудовищами, живые игрушки жертвами, а хэппи-энд явной натяжкой, как улыбка на губах повешенного.
«История игрушек 2» уже получила пяток призов, включая «Золотой глобус» за лучшую комедию. Фильм был номинирован на «Оскара», правда, во второстепенной номинации за лучшую песню. Забавно, что российские зрители ее не услышат, поскольку фильм дублирован и звучит русский вариант песни. Не оценят они и одно из главных достоинств мультика. Половину популярности ковбою Вуди и космонавту Баззу сделали озвучивавшие их актеры Том Хэнкс и Тим Аллен. Зато вместо них есть шутка про Улан-Удэ.