Игрушечные истории

Режиссеры: Эш Бреннон и Джон Ласстер
Сценарий: Джон Лассетер и Питер Доктер

Докладываю: компьютеризация планеты Земля практически завершена. Компьютерными стали даже сказки.
Новое произведение компьютерной анимации от студий Wailt Disney и Pixar должно поразить зрителя красочностью новых цифровых технологий, виртуозностью исполнения и захватывающим сюжетом. Для полноценной передачи всех прелестей картины, она должна демонстрироваться в специально оборудованных кинотеатрах. Проекционный аппарат в этом случае содержит специальный блок, в котором находится около миллиона миниатюрных зеркал, которые и воспроизводят изображение высочайшего качества на большом экране. Звук, естественно воспроизводится в режиме объемного звучания. Но наши кинотеатры такой техникой, не обладают, потому качеством прокат вышел похуже. Студия «Пиксар» прославилась двумя вещами. Во-первых, она создала совершенно новый тип анимации – компьютерные фильмы в формате 3D, во-вторых, довела бюджеты мультиков до масштабов блокбастеров. Первая «История игрушек» обошлась в 30 млн долларов, «Жизнь жуков» в 45 млн, а «История игрушек 2» аж в 90. Впрочем, и доходы поражают воображение. Первая «История» заработала больше 360 млн долларов, вторая уже перешагнула этот рубеж, а «Жизнь жуков» набрала больше трех сотен. Рисованные фильмы стремительно наращивают бюджеты и прибыл. Так что 40-60 миллионов становятся почти нормальным бюджетом. Но «Пиксар» берет технологией и новизной картинки.
«Пиксар» продолжает традицию студии «Уолт Дисней» и превращает анимацию в большое кино. Не только бюджет, но и принцип съемки, построение эпизодов, спецэффекты имитируют стиль живого кино. Действует и традиционная голливудская ставка на «звезд». Наследники Микки Мауса Ковбой Вуди и космонавт Базз — суперпопулярные персонажи, и поэтому появление со временем «сиквела» было вполне закономерным.

«Пиксар» — студия революционная. Она сделала компьютер главным инструментом кино и соединила рисованную и кукольную анимацию в нечто новое. Главный сочинитель «Пиксара», автор всех ее фильмов Джон Лессетер начал свою бурную компьютерную деятельность в 1986 году с остроумной короткометражки про две лампы, взрослую и дитя, которые играли в мячик. С тех пор он сделал еще несколько фильмов, получил пару «Оскаров» и превратился фигуру такого же масштаба как Спилберг или Лукас, учитывая пламенную страсть всех троих к компьютеризации кино. Технологический уровень «Истории игрушек 2» таков, что уже невозможно себе представить все эти сотни тысяч машинных часов и колоссальные объемы памяти. Никаких технических ограничений зритель не видит, и поэтому уже не имеет такого уж большого значения, как именно сделан фильм. Виртуальное кино стало просто данностью, как любое другое. Но его особенность состоит в том, что оно не мыслимо без компьютерной игры, которая вызвала его к жизни и всегда существует параллельно с ним, ведь персонажи из фильма сразу же попадают в какой-нибудь новый квест.

Не случайно «История игрушки 2» начинается с компьютерной игры. Игры становятся фильмами, а фильмы играми. «История» строится по типичному сценарию ходилки-стрелялки: нужно пройти миссию и освободить пленную игрушку. Ковбоя Вуди крадет злой дядька-цыпленок, чтобы продать его в японский музей игрушек. Вуди, оказывается, ценнейший герой ковбойского сериала. Другие персонажи из комплекта– Джесси, конь Яблочко и Вонючка Питт – уже дожидаются отправки в музей. Группа игрушек, среди них космонавт Базз, с которыми Вуди живет у мальчика Энди, решают спасти коллегу и собираются в поход через весь квартал в квартиру к похитителю.
Все было бы как в обычной игре, если бы не гамлетовские муки ковбоя Вуди – что лучше, вечно красоваться в музее или прожить короткую, но яркую жизнь в играх с детьми. Когда друзья уже приходят за ним, чтобы увести его домой, он заявляет, что решил отправиться в музей потому, что там его никто не будет ломать и портить. А Энди все равно скоро вырастет и ковбой ему больше не понадобится. Сомнения разрешает человек-цыпленок, он же Карабас Барабас, который швыряет музейный комплект в чемодан и мчится в Японию. Куклы устраивают захватывающую погоню. По ходу дела пародируются «Звездные войны», «Космический десант», «Джеймс Бонд», «Пятый элемент» и т.д.

Жизнь виртуальных существ совершенно неизвестна людям, которые и не догадываются о том, что творится в компьютере, когда они его выключают. Фантазии Андерсона, оживлявшего игрушки ночью, когда дети засыпают, получили новый оборот. Теперь солдатики, свиньи и куклы буйствуют и днем, стоит человеку выйти за порог, как у них начинается активная деятельность. Игрушки стали человечнее, чем сами люди. Вуди, Базз или Джесси живут полной жизнью с нешуточными страстями и решают экзистенциальные проблемы, что лучше: быть временной игрушкой в руках человека или стать произведением искусства и получить жизнь вечную. В чем смысл существования игрушки – любовь ребенка или восхищение зрителей. Разумеется, дело игрушки играть, а любовь важнее бессмертия. Любовь, впрочем, зла. Судьба игрушки быть сломанной и выброшенной на помойку. И все ради нескольких минут счастья! Вот такая философия общества потребления. А японцы, которые все в витрину хотят засунуть, получается, гады что ли?

Что же представляют собой пиксаровские люди? Надо полагать, студия из принципиальных соображений не берет живых актеров, на роли людей, ведь технические возможности для этого, безусловно, есть. Компьютерные люди оказываются гораздо более схематичными и неинтересными существами, чем компьютерные куклы. Конечно, человеческие персонажи прорисованы немного подробнее, чем игрушечные. Но движения, поведение, эмоции у них гораздо примитивнее. Они в сто раз мертвее игрушек. Мальчик Эдди, ради которого его куклы готовы пожертвовать чем угодно, это какой-то сопливый дебил с пустым взглядом, эгоистичный и неприятный. И от него уж точно ничего хорошего не дождешься, порвет, сломает, а потом выбросит. История игрушки самый антигуманный фильм года, мертвые люди выглядят чудовищами, живые игрушки жертвами, а хэппи-энд явной натяжкой, как улыбка на губах повешенного.
«История игрушек 2» уже получила пяток призов, включая «Золотой глобус» за лучшую комедию. Фильм был номинирован на «Оскара», правда, во второстепенной номинации за лучшую песню. Забавно, что российские зрители ее не услышат, поскольку фильм дублирован и звучит русский вариант песни. Не оценят они и одно из главных достоинств мультика. Половину популярности ковбою Вуди и космонавту Баззу сделали озвучивавшие их актеры Том Хэнкс и Тим Аллен. Зато вместо них есть шутка про Улан-Удэ.



обратно

дальше


Сайт управляется системой uCoz