БОН |
История Тибета до VI века легендарна. Шаншун - Северный Тибет, был населен иранскими кочевниками. О них известно лишь то, что они внесли в Тибет религию бон. Оседлые тибетцы, распространявшиеся по долине Брахмапутры, называемой в Тибете Цангпо, создали Тибетское царство. Согласно мифам, они произошли от брака самца обезьяны с горной ведьмой.
До VII века власть в Тибете принадлежала родовой аристократии и жрецам религии бон. В долине Цангпо воздвигались дворцы, появилась письменность, шла борьба царя против знати. И когда в середине VII века по приглашению тибетского владыки Сронцзангампо из Индии пришли буддийские монахи, то они столкнулись там не с первобытным язычеством, не с шаманизмом и даже не с культом мертвых предков, а с продуманной религиозной системой. К борьбе за власть прибавилась война за веру. Она шла с переменным успехом и, по мнению востоковедов, унесла огромное число жертв. Ущерб, понесенный Тибетом, был так велик, что интерес к идеологическим проблемам у местного населения возобновился лишь через двести лет.
В чем же заключается различие буддизма и бона? Их иконография почти неотличима, за исключением направления лучей свастики. Мифологическая система в обеих этих религиях тоже имеет много общих черт. Наример, указание верующим делать добрые дела и стремиться к самосовершенствованию. Но понимание добра и цели, диаметрально противоположны. Кроме того, в процессе истории возникло новое компромиссное по отношению к буддизму учение - бегйур бон.
Буддисты не отступали от своего тезиса об иллюзорности видимого мира, хотя разные школы и расходились по этому вопросу в деталях. Это означало, что любовь, а точнее привязанность к миру является большим препятствием для достижения цели - нирваны.
А бон - жизнеутверждающая система, его врагом были ложь, обман и предательство. С точки зрения буддиста, мир - обитель страданий, от которых можно избавиться. Прекращение процесса восстановления жизни, безбрачие – одно из условий спасения.
Но если так, то проповедь борьбы с жизнью, утверждение, что прекрасный мир, окружающий нас - иллюзия, что безделье - самое подходящее занятие для человека - это представлялось бонцам чудовищной ложью, а с ложью надо было бороться. Так предписывал их закон. Поэтому буддизм встретил такое яростное сопротивление в Тибете.
Другая проблема заключается в том, что раньше многие ученые считали бон тибетской разновидностью шаманизма. Тут опять произошло смешение двух понятий: шаманизм - практика экстаза с натурофилософской основой, а бон - религия. Оба эти понятия несопостовимы. Шаманизм оказался более долговечным и в Монголии перекрыл исчезнувшие высокоразвитые религии, что и ввело в заблуждение ученых, пытавшихся смешать в кучу, все верования древних эпох.
По одной из бонских версий, в мире, в котором не было ни формы, ни реальности, появился чудесный человек между бытием и небытием, который стал называться "Сотворенный, владыка сущего". В мире тогда не было времен года, росли леса, но не было животных. Затем возникли свет белый и свет черный, после чего появляется черный человек, олицетворение зла, создатель раздоров и войн. Но появляется также и белый человек, окруженный светом, которого называют "Тот, кто любит все сущее". Он дает тепло солнцу, приказывает звездам, дает законы.
Первоначально бон состоял из комплекса ритуально магических познаний и практик, основанных на принципе взаимодействий человека и внешних сил природы и космоса, невидимых с точки зрения обычного восприятия, но действующих на человека. Как видно из сохранившихся ритуальных текстов, древние бон-по обладали глубокими знаниями энергетического измерения человека и присутствующей во вселенной энергии, воплощавшейся в виде магических существ, способных как помогать, так и вредить человеку.
Итак, эта древняя религия оказалась отработанным мировоззрением, с онтологией, космологией, этикой, мифологией и демонологией. Она до сих пор существует в западном Тибете, в Сиккиме, отчасти в Бутане, в юго-западных провинциях Китая наряду с желтой верой – ламаизмом. Но борьбы между этими религиями больше нет, люди просто смешали их. Много времени прошло с тех пор, Тибет превратился в цитадель буддизма, но уже не вернул себе былого могущества.